Цель лекции: изучить поэтику и проблематику романа.

Задачи лекции:

1. Изучить главные вехи биографии писателя.

2. Рассмотреть проблематику романа «Бедные люди».

3. Сделать краткий обзор творчества пмсателя.

Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) родился в семье, по отцовской линии принадлежавшей к старому дворянскому роду. Со старшим братом Михаилом Достоевский учился в частном московском пансионе, а затем они оба поступают в Главное инженерное училище.

В 1844 г.писатель выходит в отставку и пишет свой первый роман «Бедные люди». Некрасов и Белинский были глубоко потрясены этим произведением и объявили о появлении в русской литературе «нового Гоголя». Молодой Достоевский действительно во многом ориентировался на Гоголя – его интересовали «маленькие люди» и их страдания, отношения «маленького» человека и большого жестокого мира Цель лекции: изучить поэтику и проблематику романа..

В апреле 1849 г. писателя арестовывают за участие в кружке Петрашевского, где по пятницам собирались социалисты-утописты. Достоевского заключают в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 22 декабря на Семеновском плацу готовился обряд смертной казни, которая была заменена в последний момент каторгой в Сибири.

Почти 10 лет Достоевский был вырван из литературной и общественной жизни: каторга, солдатчина и пр.

В 1859 г. Достоевский вернулся в Петербург, и с этого времени начинается новый период его творчества. В 1860 -1862гг. были написаны «Записки из Мертвого дома», в 1861 – «Униженные и оскорбленные», в 1866 – «Преступление и наказание», в 1868 – «Идиот», в 1875 – 1876 г. – «Подросток», в 1879 -1880гг. – «Братья Карамазовы».

Лекция 2. Поэтика и проблематика Цель лекции: изучить поэтику и проблематику романа. романа «Преступление и наказание» (2ч.).

Цель лекции: рассмотреть социальные и философские причины преступления Родиона Раскольникова.

Задачи лекции:

1. Изучить социальные условия жизни главного героя.

2. Изучить философию Раскольникова.

3. Рассмотреть систему персонажей романа.

4. Рассмотреть художественный смысл финала романа.

Содержание лекции.

В 1865 г. писатель сообщает редактору «Русского вестника» замысел своего нового произведения – будущего романа «Преступление и наказание».

Жанр нового романа балансирует между детективом и психологическим романом – это новая модель в русской литературе.

Главный герой – бедный студент, из-за недостатка средств вынужденный оставить университет, где он учился на юридическом факультете. Молодой человек живет в нищенской комнате, больше похожей на «шкаф». Раскольников видит бедственное положение семьи Цель лекции: изучить поэтику и проблематику романа. Мармеладовых – самого Мармеладова, его дочери Сони, Катерины Ивановны и ее детей.

Достоевский пишет, что письмо матери «измучило» Раскольникова – он понимал, на какие жертвы шли близкие (мать и сестра), чтобы как-то поддержать его.

На этом фоне Раскольникова (и, судя по судебной хронике, не только его) возмущает социальная несправедливость, царящая в современном обществе: материальное неравенство, богатство одних и нищета других. Символом этих социальных перекосов стала старушка-процентщица, которая, не выходя из дома, получает деньги, обирая несчастных людей, попавших в критическое положение.

Итогом этих раздумий, мучительных попыток найти выход из собственного положения стало убийство старухи – это была своеобразная месть обществу.



Однако Цель лекции: изучить поэтику и проблематику романа. все не так просто – Раскольников не просто убийца, он убийца-философ. Это видно их статьи, которую написал и опубликовал герой, а также из его рассуждений. Раскольников решил проверить – «тварь» он «дрожащая» или «право имеет»? «Имеют право», по его мнению, Магомет, Ликург, Александр Македонский, Наполеон…

Преступник, убивший одного человека, отправляется на каторгу, убивший тысячи (например, полководец) получает памятник и славу. Таким образом, убийство процентщицы – «проба» героя на прочность.

Вся логика развития сюжета романа показывает бесчеловечность и ложность данной теории, что подчеркивается системой персонажей-двойников. Соня, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Лужин, Разумихин высвечивают разные стороны сложной натуры Раскольникова.

После долгих раздумий Цель лекции: изучить поэтику и проблематику романа. и мытарств Раскольников раскаивается в преступлении и его отправляют на каторгу, куда за ним последовала Соня. Широкая сибирская река символизирует воскрешение героев и продолжение их «обновленных» жизней.

Роман «Преступление и наказание» в определенном смысле автобиографичен, т.к. сам Достоевский пережил период «бунта», каторги, а затем христианского смирения.


documentbaoaxan.html
documentbaobekv.html
documentbaoblvd.html
documentbaobtfl.html
documentbaocapt.html
Документ Цель лекции: изучить поэтику и проблематику романа.